Электронный конспект лекций по дисциплине
”Организация и планирование предприятия”.
Лектор Яковлев Владимир Борисович.

 

 

Содержание

Предмет и задачи производственного менеджмента.. 3

Предприятие и его функции.. 3

Предприятие (фирма) в рыночной экономике. 3

Фирма, как юридическое лицо. 3

Фирма, как система. 3

Фирма, как производственно-технологическая система. 4

Фирма, как система контрактов. 5

Среда деятельности фирмы. 5

Функции фирмы и их взаимосвязи. 7

Структура фирмы. 8

Полная структура фирмы и ее составляющие. 8

Организация инновационных процессов на предприятии. 13

Научно-технические инновации. Содержание и виды инноваций. 13

Организационные формы инновационных процессов. 14

Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе. 14

Основные организационные формы в малом бизнесе. 15

Стратегии промышленных предприятий в сфере исследований и разработок: виды и определяющие факторы. 16

Планирование инновационных процессов. 17

Методы внутрифирменного инновационного планирования. 18

Комплексная подготовка производства. 19

Организация производственных процессов и подразделений предприятия. 21

Производственный процесс: его структура и принципы организации. 21

Принципы рациональной организации процесса. 22

Производственный цикл: состав, структура и длительность. Пути сокращения длительности производственного цикла. 23

Виды движения партии изделий по операциям: последовательный, параллельный, последовательно-параллельный. Их характеристики и условия их применения. 24

Последовательные операции. 24

Параллельные операции. 25

Последовательно-параллельные операции. 25

Типы производства. 26

Организация производственных подразделений предприятия. 27

Организация и эффективность ГАПС.. 28

Управление: структура и фукции: 30

Менеджмент. Понятие, сущность, виды и основные категории. 30

Принципы и организационная структура менеджмента.. 31

Основные компоненты процесса управления. Функции управления и связывающие процессы. 32

Функция планирования. 33

Функция организации. 34

Функция мотивации. 34

Теории и методы мотивации. 34

Функция контроля. 35

Коммуникация. 36

Оперативное управление.. 36

Управление инвестициями на предприятии.. 36

Инвестиции, их сущность и виды.. 36

Оценка экономической готовности инвестиций (необходимость затрат) 38


Предмет и задачи производственного менеджмента[AG1] 

Объект изучения – само предприятие или организация любой формы собственности, организационно правовой формы, любой деятельности, общими задачами которой являются удовлетворить потребность общества в сфере производства материальных благ и услуг.

Предмет изучения – принципы и методы управления производственной деятельностью.

Операционная деятельность – сфера услуг.

[Вернуться к оглавлению]

 

Предприятие и его функции

Предприятие (фирма) в рыночной экономике.

По гражданскому кодексу предприятие – это частный случай фирмы.

Рассматривается:

[Вернуться к оглавлению]

 

Фирма, как юридическое лицо

 

Фирма, как юридическое лицо – это коммерческая организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде, должна иметь самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.

 

Коммерческая организация – фирма преследует цель получения прибыли.

Хозяйственное ведение – распоряжение собственностью других.

Оперативное управление – нельзя заключать сделки, только управлять.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Фирма, как система

Состоит из закономерно обусловленной совокупности компонентов, которая применительно к фирме разделяется на две категории:

  1. Работники – социальный компонент, персонал фирмы;
  2. Средства производства – все то, что используют работники для воздействия на предмет производства с целью преобразования в конечный продукт или услугу.

 

Существует три группы элементов:

 

Фирма, как система является единым целым.

Связи подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние связи должны быть достаточно прочны, чтобы предприятие не развалилось.

Фирма является искусственно созданной системой (результат деятельности человека).

Фирма является открытой системой (может существовать только в условиях постоянного взаимодействия со внешней средой).

Фирма является целеактивной системой (активно воздействует на внешнюю среду).

Фирма является развивающейся системой (проходит стадии свойственные живому организму).

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Фирма, как производственно-технологическая система.

 

Результат – продукция или услуги.

Аспекты деятельности предприятия:

 

Концентрация – сосредоточение на фирме большего объема производства продукции одного вида, укрупнение производства. Ограничение укрупнения производства связано с понятием оптимальной производственной мощности (зависимость себестоимости продукции от объема выпуска).

Возрастание цен при большом объеме производства происходит из-за превосходства издержек по управлению над экономией по технологии.

 

Интеграция – сосредоточение на фирме смежных стадий производственной цепочки.

Последовательность действий от получения производителем сырья до доведения до потребителей:

  1. начало производства сырья;
  2. производство комплектующих;
  3. производство продукции конечного потребления;
  4. оптовая торговля;
  5. розничная торговля;
  6. потребитель.

 

Диферсификация – сосредоточение на фирме производства продукции одновременно нескольких фирм, разных отраслей.

Холдинг – развитая система диферсификации.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Фирма, как система контрактов.

 

Контракт – форма заключения сделки.

 

Трансакционные издержки (трансакция – от лат. сделка), связанные с заключение сделки:

затраты на поставщика и потребителя;

затраты на заключение контракта и ведение переговоров;

затраты на контроль за соблюдением контракта;

затраты на юридическую защиту контракта.

 

[Вернуться к оглавлению]

 

Среда деятельности фирмы.[AG2] 

 

Среда деятельности фирмы – совокупность систем и факторов прямо или косвенно воздействующих на фирму или подверженных ее воздействию.

Факторы внутренней среды образуют потенциал фирмы и контролируются фирмой.

Персонал – ключевой фактор. Свойства:

 

Активы – атрибуты, которые способны приносить доход фирме.

Виды:

 

Структура – совокупность компонентов фирмы и связи между ними.

Административно хозяйственная структура (вертикальные связи административного подчинения и финансовых взаимодействий).

Производственная структура – горизонтальные предметно-технологические связи между производственными подразделениями.

 

Система – официально взаимосогласованные правила и нормы, принятые на фирме для осуществления определенного вида деятельности.

Пример: система бухучета, информационные системы.

 

Культура

 

Поставщики – организации или лица, обеспечивающие жизнедеятельность фирмы.

 

Потребители – те,  кто потребляет результат деятельности фирмы.

 

Конкуренты – фирмы соперничающие с данной фирмой.

 

Контрактные аудиторы  - системы и социальные группы, которые проявляют интерес к деятельности фирмы и могут оказывать существенное влияние на ее результаты (СМИ, государственные организации, местные власти, общественность).

 

Посредник – лица (физические или юридические), которые помогают осуществлять связь с потребителями и поставщиками.

 

Общественность – профсоюзы, экологические организации и т.п.

 

Социальные факторы :

1)      социально-демографические факторы (перепись населения);

2)      социально-культурные факторы.

 

Характеристики внешней среды:

  1. Уровень сложности
  2. Степень подвижности (насколько динамично меняются факторы)
  3. Уровень неопределенности внешней среды.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Функции фирмы и их взаимосвязи.

 

Функции фирмы – закономерно обусловленный способ ее существования и действия по отношению к своей внешней среде и ей самой.

Существует пять генеральных и две комплиментарные функции (general-главный, complement - дополнение).

 

Генеральные функции:

  1. Функция создания и сбыта продукции.
  2. Социологическая функция.
  3. Экологическая функция – функция направленная на предотвращение и устранение вреда окружающей среде и ее восстановлению.
  4. Функция поддержания своей работоспособности – функция воспроизводства, охраны труда. Существует три направления: профилактика, восстановление, энергообеспечение.
  5. Функция развития. Высшей формой является саморазвитие фирмы.

 

Функции 1-3 направлены на взаимодействие с внешней средой. Функции 4-5 направлены на взаимодействие с внутренней средой.

Генеральные функции имеют два аспекта:

·         Производственно-экономическое содержание

·         Целенаправленное осуществление

 

Комплиментарные функции (подфункции):

  1. Предметно-технологическая функция.

Отражает следующие моменты:

  1. Финансовая функция – отражает формирование стоимости насыщения (стоимости используемых ресурсов фирмы).

 

Обе подфункции свойственны каждой из генеральных функций.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Структура фирмы.[AG3] 

Структура фирмы – совокупность всех ее компонентов и устойчивых связей между ними. Структура фирмы зависит от внешних и внутренних факторов. Проявляются следующие факторы:

  1. Стратегические параметры фирмы:

·         миссия фирмы – основная цель деятельности фирмы сформулированная в терминах потребителя, во имя чего создана фирма;

·         стратегическая цель фирмы – определяет объем бизнеса фирмы, обозначенный в миссии;

·         выбор стратегии (т.е. выбор концентрации ресурсов и действий фирмы).

  1. Параметры внешней среды:

·         степень сложности внешней среды – степень децентрализации структуры управления (перегрузка центра управления);

·         высокая изменчивость – степень гибкости структуры управления (быстрота реагирования).

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Полная структура фирмы и ее составляющие.

 

Полная структура фирмы – попытка полностью описать все существующие элементы фирмы и все состояния между ними.

Существует формальная и неформальная структура.

Формальная структура – рассмотрение фирмы как полностью рациональной системы (фирма действует так, как она спроектирована).

Условия существования формальной структуры:

Неформальная структура – структура, которая фактически складывается.

 

Частные структуры:

  1. Генеральная.
  2. Административно-хозяйственная.
  3. Производственная.
  4. Финансовая.
  5. Системы управления.

 

Генеральная структура – вытекает из генеральных функций. Каждой генеральной и комплиментарной функции сопоставляется подсистема, реализующая эти функции:

 

Административно-хозяйственная структура - административно-хозяйственный аппарат фирмы. Существует три основные структуры: линейная, функциональная и линейно-функциональная.

 

[AG4] 

Иерархия административно-хозяйственных систем – множество типов подразделений фирмы, упорядоченные по отношению к административному доминированию и хозяйственному включению.

 

Типы подразделений:

 

Существует три вида структур: дивизионная, цеховая и бесцеховая.

 

Финансовая структура фирмы – совокупность всех центров финансовой ответственности фирмы и финансовых связей между ними. Центр финансовой ответственности – подразделение фирмы, руководитель которого несет ответственность за определенные финансовые показатели деятельности фирмы и своего подразделения.

Типы показателей:

 

Производственная структура фирмы – состав ее производственно-специализированных подразделений и предметно-технологических связей между ними. Создается на этапе проектирования фирмы и далее поддерживается и видоизменяется в состоянии деятельности фирмы.

 

Факторы влияющие на производственную структуру фирмы:

 

Существуют следующие виды специализаций:

Достоинства: отсутствие производственных связей между участками (передаются только изделия), высокая производительность на участках, минимальное время производственного цикла.

Недостатки: невысокая гибкость, не всегда возможна полная загрузка оборудования.

 

Структура управления фирмы.

Существуют следующие разновидности структур:

Директор фирмыÞ начальник отделаÞ начальник циклаÞ начальник участкаÞ бригадирÞ рабочий.

Достоинства: можно определить загрузку, исключается дублирование; если есть взаимодействие между руководителями повышается производительность; повышается квалификация на исполнительном уровне.

Недостатки: нет четкой меры ответственности, если нет взаимодействия между функциональными руководителями; разветвленная система связи.

Такие структуры как правило в чистом виде не существуют.

Достоинства: хорошо определены полномочия; легкость перераспределения ресурсов между отдельными подразделениями.[AG5] 

      Не все проекты включают все стадии.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

 

Организация инновационных процессов на предприятии.

Научно-технические инновации. Содержание и виды инноваций.

НТИ – непрерывный процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и услуг, технологии и материалов, новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющие удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.

 

Этапы инновационного процесса (этапы исследования рынка):

 

Стадии инновационного цикла:

  1. От исследования до создания первых промышленных образцов.
  2. От создания опытной партии до развернутого производства в масштабе рыночной потребности.
  3. От производства до использования конечными потребителями, включая каналы сбыта, каналы обслуживания, утилизацию.

 

Фундаментальные научные исследования.

Цель: получение новых знаний  о развитии и закономерностях природы и общества.

Затраты ~ 5-10% из общего котла. Только около 5% идей находит применение.

 

Поисковые исследования.

Цель: изучение способов использования знаний об окружающем мире и об общественных закономерностях. Результат – технологические основы. Затрыты ~ 20-30%.

 

Прикладные и опытно-конструкторские разработки.

Цель: решение конкретных технических задач. Затраты ~ 60-70%.

 

Виды инноваций:

1.      По типу:

Ø  Материально-технические.

·         Продуктовые.

·         Технологические.

Ø  Социальные.

·         Экономические (методы стимулирования труда, методы оценки результативности).

·         Организационно-управленческие (способы организации общественного труда, поиск новых форм организации труда).

·         Педагогические.

·         Правовые.

2.      По инновационному потенциалу (насколько мощное воздействие на прогресс):

Ø  Радикальные (базовые) – высокий уровень риска и неопределенности.

Ø  Улучшающие – улучшение того, что уже есть. Минимальная степень риска, готовые технологии, но существует предел улучшений.

Ø  Комбинаторные (сочетание улучшающих с радикальными) – риск предсказуем.

3.      По принципу отношения к своему предшественнику:

Ø  Замещающие.

Ø  Отменяющие (больше нет потребности).

Ø  Возвратные (возврат того, что отвергли).

Ø  Открывающие (новые продукты без аналогов).

Ø  Ретровведения (восстановление того, что уже давно не применяется).

4.      По объему применения:

5.      Точечные (узкое применение, высокая эффективность).

Ø  Системные (равнонаправленные последствия).

Ø  Стратегические (меняет представление о жизни в целом).

[Вернуться к оглавлению]

 

 

 

Организационные формы инновационных процессов. [AG6] 

Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе.

 

(Спин-офф – фирмы-отпрыски).

Активы – те средства, которые используются в инновационных процессах.

 

Преимущества крупномасштабного бизнеса:

 

Виды крупных фирм:

 

Финансово-промышленные группы (ФПГ) – юридическое лицо, в рамках которого осуществляется взаимодействие финансовых и промышленных компаний, включающее в себя организации различных отраслей науки, промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовых учреждений.

Происходит централизованное управление финансовыми потоками, которое осуществляется головной организацией. ГО выполняет координирующую и управляющую функции и обслуживает потребности фирм-участников ФПГ.

ФПГ – долговременно существующая организация, в которой присутствует перекрестное акционирование.

Достоинства ФПГ:

 

Консорциум - временное договорное объединение фирм, банков, компаний для осуществления конкретных экономических проектов.

Особенности систем управления консорциума:

 

Глобальные корпорации – юридическое лицо, получившее право на занятие финансово-кредитной деятельностью и обособленное от индивидов, чьей собственностью она является. Происходит монополизация определенного вида деятельности.

Глобальные корпорации образуются, как правило, слиянием или поглощением более мелких фирм.

[Вернуться к оглавлению]

 

Основные организационные формы в малом бизнесе.

Особенности малого бизнеса – получение быстрых результатов и большая степень риска.

Основные факторы:

 

Виды организаций:

 

Инженеринговые организации – юридическое лицо, занимающееся созданием промышленных объектов или проектированием, производством и эксплуатацией с учетом функционального назначения, безопасности и экономичности объектов проектирования (Введение в жизнь того, что уже функционирует).

 

Внедренческие организации – специализируются на внедрении запатентованных идей. Получают прибыль от продажи эксплуатации лицензий.

 

Технопарковые структуры – образуются на стыке научного и финансового потенциала. Удобно для учебной деятельности. Различают:

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Стратегии промышленных предприятий в сфере исследований и разработок: виды и определяющие факторы.[AG7] 

 

Стратегия – общий принцип действия для достижения заданной цели.

Стратегии подразделяются на адаптивные и активные.

 

Адаптационные стратегии (стратегии приспособления).

  1. Защитная стратегия. Цель – защититься в условия конкурентной борьбы.
  2. Стратегия инновационной имитации. Восприятие новых идей и выставление на рынок похожего товара. Нет расходов на научно-исследовательскую работу.
  3. Стратегия выжидания. Цель – подождать выявления недостатков инноваций конкурента.
  4. Стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей. Изменение качественных показателей спроса (улавливание тенденции).

 

Активные стратегии – основаны на упреждении. Фирмы с активными стратегиями формируют рынок, так как существует ряд потребителей, которые хватаются за все новое.

  1. Активные научно-исследовательские и конструкторские работы.
  2. Стратегия, ориентированная на маркетинг. Активное продвижение новшества на рынок.
  3. Стратегия слияний и приобретений. Структурная реорганизация.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Планирование инновационных процессов.

 

Планирование инновационных процессов – система расчетов, направленная на выбор и обоснование цели развития инновационного процесса и подготовку решений, необходимых для их достижения.

 

Функции планирования инноваций:

  1. Целевая ориентация.
  2. Перспективная ориентация и упреждающее распознавание проблем развития.
  3. Координация деятельности всех участников инновационного процесса.
  4. Подготовка управленческих решений.
  5. Создание объективной базы для эффективного контроля.
  6. Информационная функция.
  7. Мотивационная функция.

 

Принципы планирования инновации:

  1. Принцип научной обоснованности.
  2. Принцип доминирования стратегических аспектов.
  3. Комплексность инновационного планирования (всесторонняя обеспеченность).
  4. Бюджетная сбалансированность планов.
  5. Принцип гибкости и эластичности (быстрый маневр).
  6. Принцип непрерывности планирования.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Методы внутрифирменного инновационного планирования.

 

Методы внутрифирменного инновационного планирования:

  1. Методы научно-технического прогнозирования.
    1. Экстраполяционное прогнозирование (прогнозирование тенденций).
    2. Экспертные методы.
    3. Методы моделирования.
  2. Методы продуктово-тематической инновации. Выполняют следующие задачи:
    1. Определение направлений и пропорций научно-технического развития.
    2. Установление необходимой тематики НИОКР.
    3. Формирование перспективной структуры производственной программы.
  3. Методы календарного планирования. Планирование  во времени с привязкой к конкретным срокам. Составление графиков работ.
  4. Методы производственного планирования. Разработка плана и организация производства.

 

Задача портфельного анализа – определение ожидаемой эффективности инновационных проектов. Рассчитывается экономический эффект и берется максимум. Для этого используются следующие виды анализа:

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Комплексная подготовка производства.[AG8] 

 

 

Организационно-плановая подготовка производства – организация нормативной базы, процесс реорганизации структуры предприятия. Осуществляет следующие задачи:

Существует три способа перехода к производству новой продукции:

 

Социально-психологическая подготовка производства – переподготовка кадров. Она происходит следующими путями:

 

Конструкторская подготовка производства – совокупность работ по проектированию новых и совершенствование уже освоенных изделий с обеспечением процесса их изготовления необходимой конструкторской документацией.

Этапы этих работ следующие:

  1. Техническое задание.
  2. Техническое предложение.
  3. Эскизный проект.
  4. Технический проект.
  5. Рабочий проект.
    1. Конструкторская документация опытного образца.
    2. Конструкторская документация установочной серии.
    3. Конструкторская документация серийного производства.

При конструкторской подготовке производства приняты следующие литеры:

Конструкция может идти и по урезанному пути (не все этапы обязательны).

 

Технологическая подготовка производства – совокупность работ по обеспечению полной технологической готовности фирмы к выпуску новой или модернизации старой продукции, создание комплекта технологической документации и получение полного набора технологических средств.

Существуют следующие виды документации:

 

Научно-исследовательская подготовка производства.

Методы поиска инновационных идей:

 

Методы установления цен на научно-техническую продукцию.

Строгой методологии установления цен не существует. Есть подходы:

  1. Расчет цены, исходя из определения рыночной потребности. Основными факторами при этом являются конкурирующие идеи, товарозаменители и т.п.
  2. Затратный подход – нужно окупить затраты, включающие неудачные попытки. Определение минимальной цены.
  3. Смешанный подход – смесь первого и второго способов.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

 

Организация производственных процессов и подразделений предприятия.

Производственный процесс: его структура и принципы организации.

 

ПП – это регулируемый человеком с помощью средств труда целенаправленный процесс преобразования различных объектов в продукты производства.

Результат – продукция или услуги.

 

Факторы ПП:

 

Генеральные функции предприятия:

1.      Конечное производство.

2.      Восстановление.

3.      Энергообеспечение.

4.      Организация.

 

Существует три вида ПП по назначению:

  1. Основные ПП - осуществляют изготовление основной продукции.
  2. Вспомогательные ПП – обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов. Их результаты используются на самом предприятии (например: ремонт, энергообеспечение, оснастка).
  3. Обслуживающие ПП – услуги, необходимые для нормального функционирования вспомогательных и основных процессов (например: транспортировка, контроль, складирование).

 

Стадии основного процесса:

  1. Заготовительная – для удобства последующей обработки.
  2. Обрабатывающая – превращение заготовки в детали (детали не изменяют своих физико-химических свойств).
  3. Сборочная – соединение деталей в изделие.

 

Производственная операция – элементарная составляющая ПП, выполняемая непосредственно на одном месте без переналадки оборудования над одним или несколькими изделиями.

Все операции подразделяются на основные (физико-химическое изменение, обработка) и вспомогательные (перемещение, контроль, складирование).

[Вернуться к оглавлению]

 

 

 

Принципы рациональной организации процесса.[AG9] 

 

Принципы рациональной организации процесса – те принципы, которые позволяют наилучшим образом использовать имеющиеся производственные ресурсы.

Для рационального производства свойственны следующие принципы:

  1. Ритмичность – повторяемость. Существует определенный такт выпуска.
  2. Специализация – повышение производительности производственных процессов на основе закрепления однородных частей ПП за отдельными элементами производственной системы (предприятия, цеха, участки, рабочие места).
  3. Пропорциональность – способность производственных участков иметь одинаковую производственную мощность.
  4. Непрерывность – непрерывность производственного процесса (ликвидация пролёживаний изделий).
  5. Параллельность – обеспечение совмещения во времени различных технологических операций над одним изделием или партией изделий.
  6. Прямоточность – пространственное расположение точек производства в соответствии с их последовательностью (конвейер).
  7. Гибкость – легкость изменения процесса.

 

Существует два вида специализации:

  1. Предметная – выполнение всех операций для изготовления данного изделия (схожих изделий). Например: поточные линии.

Достоинства такой специализации: применение узкоспециализированного оборудования, упрощаются связи между производственными подразделениями, упрощается управление, уменьшается длительность производственного цикла.

Недостатками являются: негибкость (сложно перейти к выпуску другого изделия), эффективное использование ресурсов только в условиях крупносерийного или массового производства.

  1. Технологическая – выполнение однородных технологических операций по изготовлению разнородных изделий.
    Достоинства такой специализации: возможность максимально загрузить оборудование за счет выполнения различных программ, экономичный переход к выпуску новых изделий.

Недостатками являются: большая длительность производственного цикла, усложняются связи между производственными подразделениями.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Производственный цикл: состав, структура и длительность. Пути сокращения длительности производственного цикла.

 

ПЦ – упорядоченная совокупность всех процессов, через которые проходит изделие от начала до окончания его изготовления.

Характеристиками ПЦ являются его структура и длительность.

 

Структура ПЦ – состав и способ сочетания во времени всех процессов, осуществляемых над изделием и его компонентами при их изготовлении.

Основные активные процессы позволяют создать новое качество.

Подготовительно-заключительные перерывы – ознакомление с порученной работой, отчеты.

Внутрипартионные перерывы - рабочий делает одну штуку, пока остальные изделия в партии пролеживают.

 

Длительность ПЦ изготовления изделий – календарный период времени от момента начала до момента изготовления изделия в целом, включая время изготовления компонентов.

Длительность ПЦ состоит из времени трудов ых процессов (Ттп), времени естественных процессов (Тест) и времени перерывов (Тпер):

Тцикла = Ттп + Тест + Тпер.

Время технологической операции состоит из подготовительно-заключительного времени  и времени на технологическую операцию над одним изделием.

Тштучное = Топерации + Тобслуживания + Тотдыха

или

Тштучное = Топерации ( 1+ (a+b)/100 ),

где a - % времени на обслуживание, b - % времени на отдых.

Tштучно-калькуляционное = Тшт + Тподготовительно-заключительное/n,

где n – количество изделий.

Для уменьшения времени цикла:

[Вернуться к оглавлению]

 

Виды движения партии изделий по операциям: последовательный, параллельный, последовательно-параллельный. Их характеристики и условия их применения.

 

Партия изделий – количество одинаковых изделий, одновременно запускаемых в производственный процесс.

Операционный цикл – время прохождения партии от первого до последнего изделия через одну операцию.

Многооперационный цикл – время прохождения партии от первого до последнего изделия через все операции.

 

Операции бывают следующих видов: последовательные, параллельные и последовательно-параллельные.

[Вернуться к оглавлению]

 

Последовательные операции

Последовательные операции – такой многооперационный цикл изготовления партии изделий, где каждая последующая операция цикла начинается после завершения предыдущей операции над этой партией.

График цикла (транспортировкой между операциями пренебрегаем):

По вертикальной шкале идут операции, по горизонтальной – время.

Достоинства и недостатки:

+ Оборудование на каждой операции работает непрерывно.

+ Простота организации, легкость управления.

- Большая длительность производственного цикла.

- Большое время внутрипартийного пролеживания.

[Вернуться к оглавлению]

 

Параллельные операции[AG10] 

Параллельные операции - такой многооперационный цикл изготовления партии изделий, при котором выполнение технологической операции над каждой передаточной партией на последующие операции начинается сразу после ее передачи с предыдущей операции. Условие организации – непрерывность работы оборудования на наибольшей по длительности операции, называемой главной операцией.

График цикла (транспортировкой между операциями пренебрегаем):

По вертикальной шкале идут операции, по горизонтальной – время.

Достоинства и недостатки:

+ Минимально возможная длительность цикла

+ Ритмичность процесса.

+ Отсутствие пролеживания изделий на операции.

- Перерывы в работе оборудования и рабочих на всех операциях, кроме главной.

[Вернуться к оглавлению]

 

Последовательно-параллельные операции

Последовательно-параллельные операции - такой многооперационный цикл изготовления партии изделий,  при котором передача каждой передаточной партии переходит после прохождения ее обработки на предыдущей операции. Оборудование на каждой операции работает непрерывно. Возникает эффект ожидания начала обработки.

График цикла (транспортировкой между операциями пренебрегаем):

 

По вертикальной шкале идут операции, по горизонтальной – время.

Достоинства и недостатки:

+ Оборудование работает на каждой операции непрерывно.

+ Длительность цикла приближается к длительности параллельного способа организации.

- Более сложная организация, по сравнению с другими способами.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Типы производства.

Тип производства определяется по признаку номенклатуры, по объему производства, по повторяемости выпуска.

Номенклатура – количество наименований изделий, выпускаемой той или иной производственной единицей (предприятие, группа, группа предприятий).

Объем – количество изделий определенного типа, изготовляемых данной производственной системой в течение планового периода.

Повторяемость – регулярность выпуска изделия определенного вида в последовательные периоды времени, а также стабильность выпуска в этот период.

Существует коэффициент закрепления операции – сколько различных операций выполняется на одном рабочем месте за единичный период времени:

,

где С – количество рабочих мест, mi – количество видов операций на одном рабочем месте.

Для единичного производства kзо>40, для массового 1-2, для мелкосерийного 30-40, для серийного 25-30, для крупносерийного 10-25.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Организация производственных подразделений предприятия.

Организация технологически специализированных участков заключается в том, что на едином пространстве организуются рабочие места, на которых выполняются однородные операции над различными изделиями. Задача организации работы такого участка заключается в разработке оперативно-производственных программ, позволяющих максимально возможно загрузить имеющиеся производственные мощности. Это возможно сделать в условиях цикличности производства.

 

Способы организации предметной специализации.

Существует три вида предметно специализированных подразделений:

Поточные линии (ПЛ).

Предметно-замкнутые участки (ПЗУ).

Гибкие автоматизированные производственные системы (ГАПС).

 

Поточные Линии.

Поточным называется производство, в котором в установленном режиме над упорядоченно движущейся совокупностью однотипных изделий одновременно выполняются все операции, кроме незначительного их числа, выполненных на специализированных рабочих местах.

Поточная линия – совокупность функционально взаимосвязанных рабочих мест, на которых осуществляется поточное производство изделий одного или нескольких типов.

Классификация поточных линий:

 

Исходя из комбинаций по данной классификации, выделяются ОНПЛ, МНПЛ, ОППЛ, МППЛ.

НПЛ организуются по параллельному способу организации многооперационного цикла. ППЛ – по параллельно-последовательному способу.

 

Предметно-замкнутые участки.

ПЗУ - особый тип поточных линий, в которых совмещены во времени процессы выполнения технологических операций и процесс транспортировки (роторно-консервные линии).

 

Гибкие автоматизированные производственные системы.

Гибкое автоматизированное производство – интегрированное автоматизированное производство широкой номенклатуры изделий, обладающее способностью автоматически переходить от выпуска одного к выпуску другого типа изделий в пределах установленной номенклатуры без изменения технологического оснащения.

Уровни автоматических производств:

  1. Гибкий автоматический модуль – в составе от одного до трех станков под программным управлением. Такой модуль обслуживается одним оператором.
  2. Гибкий автоматический участок – состоит из трех-четырех модулей и автоматическую транспортно-складскую систему.
  3. Гибкий автоматический цех – каждый участок может иметь свою специализацию.
  4. Гибкий автоматический завод (завод-автомат) – работает по трехсменному режиму, вторая и третья смена производят только контроль работ, первая смена осуществляет подвоз сырья, инструмента, оснастку.

[Вернуться к оглавлению]

 

Организация и эффективность ГАПС[AG11] 

Гибкость производства – это его способность производить широкую номенклатуру изделий и быстро и экономично осуществлять переход от выпуска одного к выпуску другого вида изделий.

Свойства ГАПС:

 

Преимущества ГАПС:

 

ГАПС включает следующие компоненты:

Существует два типа промышленного робота:

·         Производственные ПР – основные операции технологических процессов (пример – сварочный автомат, окрасочных сборочный).

·         Транспортные ПР – осуществляют межоперационную передачу предметов труда (объектов производства).

·         заготовки, комплектующие изделия;

·         готовая продукция;

·         инструмент.

Функции:

·         Оперативное планирование работы всей ГАПС в соответствии с производственной программой.

·         Хранение, поиск и передача в локальное устройство управления соответстувующих программ работы станков с ЧПУ.

·         Координирующая функция, оптимизация работы ГАПС.

·         Сбор информации и контроль производственного процесса.

·         Оптимизация загрузки станков в соответствии с разработанной программой.

·         Управление измерительными сенсорными установками.

·         Управление установками технического контроля и выдача информации о параметрах изделия.

·         Функция диагностики состояния компонентов.

·         Подготовка и выдача документации.

 

Разработчики ГАПС:

 

Организация ГАПС:

 

Типовые этапы в организции ГАПС:

  1. Этап конструктивно технологической классификации изделий.
  2. Этап разработки укрупненной структуры технологической операции.
  3. Выбор технологического оснащения ГАПС (определение типа станков, организация модулей и участков).
  4. Разработка детальной структуры технологического процесса изготовления изделий каждого вида.
  5. Разработка программ для работы станков с ЧПУ.
  6. Разработка пространственной планировки ГАПС.
  7. Определение состава вспомогательных компонентов.
  8. Разработка программ для ПР и транспортно-складского оборудования.
  9. Разработка модели и алгоритма работы всей ГАПС (решение задачи координации деятельности отдельных компонентов ГАПС).
  10. Выбор комплекса технических средств.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

 

Управление: структура и фукции:

Менеджмент. Понятие, сущность, виды и основные категории.

Manage – управление.

Менеджмент – функция по организации совместной деятельности людей в процессе общественного производства.

Менеджмент – категория людей – работников аппарата управления.

 

Виды менеджмента

Объект управления

Вид менеджмента

Инновации

Инновационный менеджмент

Основной элемент предприятия - персонал

Персональный менеджмент

Снабжение

Менеджмент снабжения (логистика)

Объект производства

Производственный менеджмент

Сбыт

Маркетинговый менеджмент

Обеспечение качества продукции

Менеджмент качества

Финансы

Финансовый менеджмент

Международная теятельность

Международный менеджмент

Экология

Экологический менеджмент

Общий

Стратегический менеджмент (координация всех видов менеджмента)

[AG12] 

[Вернуться к оглавлению]

 

Принципы и организационная структура менеджмента

Принципы – руководящие правила, положения, нормы поведения, руководствуясь которыми органы  управления обеспечивают эффективное развитие организации.

 

Важнейшие принципы менеджмента:

  1. Принцип системности – любая организация рассматривается как единое целое.

Система – совокупность элементов и связи между ними. Система обладает свойствами не присущими отдельным элементам.

Свойство эмерджментности – наличие качественно нового свойства, приобремаемого системой во взаимосвязи элементов, но не свойственное не одному из его элементов в отдельности.

Организацию нужно рассматривать как взаимосвязанные компоненты. Нельзя изучить организацию изучив каждый ее отдельный элемент.

  1. Принцип иерархической упорядоченности – наличие элементов соподчиненности между элементами организации. Выражается в виде многоуровневой структуры управления.
  2. Принцип целевой направленности – миссия организации. При создании системы или ее части необходимо четко определить цель функционирования системы (подсистемы), установить состав элементов необходимых для достижения этой цели, разобрать план функционирования системы, определяющий порядок взаимодействия элементов для достижения цели.
  3. Принцип научной объяснимости и оптимальности – применение научных методов в управлении (пример: подход комплексности), выбор наиболее эффективного управленческого решения на основе рассматриваемого множества альтернативных вариантов. Оптимальное сочетание ценности результата/ количество затраченных ресурсов.
  4. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации – делегирование полномочий при принятии управленческих решений.

Делегирование полномочий:

 

Организационная структура – строение, устройство организации, определяемая составом основных частей и взаимосвязью.

Организационная структура:

·         субъект управления,

·         объект управления,

·         иерархия и система управления.

 

Общая схема системы управления:

 

 

Выделяют:

Менеджмент высшего звена (top m)

Среднее звено управления (middle) – дивизиональное и функциональное руководство.

Менеджмент низшего звена (low m) – оперативное руководство, линейное управление.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Основные компоненты процесса управления. Функции управления и связывающие процессы.

Функция менеджмента – это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующий определенностью и однородностью содержания и целевой направленности.

 

Функции менеджмента нельзя четко разделять.

Принципы классификации:

  1. Принцип декомпозиции
  2. Принцип анализа
  3. Принцип синтеза (части единого целого).

 

Четыре основные функции менеджмента:

Процессорный подход к управлению.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Функция планирования.

Функция планирования является самой трудоемкой функцией.

При осуществлении планирования отвечают на следующие вопросы:

  1. Где система находится в настоящее время (состояние системы, сильные, слабые стороны, положения на рынке, финансовые показатели)?
  2. Куда хотим двигаться?
  3. Как это сделать?

Целепологание – определение основных целей на качественном уровне.

Прогнозирование – взгляд в будущее (укрупненные экономические показатели).

Планирование – разработка последовательности действий, позволяющих достичь желаемого результата.

 

Средний менеджмент занимается тактическим и функциональным планированием.

Менеджмент высшего звена занимается стратегическим планированием.

Менеджмент низшего звена занимается разработкой оперативных планов.

[Вернуться к оглавлению]

 

Функция организации

Функция организации – создание структуры предприятия, которая дает возможность ее персоналу работать совместно для достижения заданных целей предприятия.

Функция содержит два аспекта:

  1. Построение организационной структуры.
  2. Делегирование полномочий.

[Вернуться к оглавлению]

 

Функция мотивации

Функция мотивации содержит два аспекта:

  1. Мотивация персонала.
  2. Руководство персонала.

Руководство – процедура распорядительства – доведение команд до исполнителя, а также координация – процедура согласования целей для решения конкретных задач.

 

Мотивация – умение заинтересовать.

Простейшая модель мотивации

Создание предпосылок для побуждения исполнителей к производительной работе.

Потребность – возникновение желания чего-нибудь у работника.

Поведение – действие, направленное на удовлетворение потребностей. Действие работника и стимулирующего лица.

Вознаграждение – адекватное удовлетворение потребностей из-за поведения.

Обратная связь – насколько потребность была удовлетворена, как изменить систему мотивации.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Теории и методы мотивации[AG13] 

При анализе следует учитывать факторы, которые побуждают к действиям и их усиливают.

Существует три типа факторов:

·         потребности,

·         мотивы,

·         побуждения.

Мотивация ориентируется на процесс и имеет отношение к выбору поведения, а также к выбору направления усилий, к формированию целей и действий для достижения этих целей.

 

Мотивация – содержательное направление (что лежит в основе побудительных мотивов?)

Существует пирамида потребностей Маслоу.

1.      Физиологические потребности (еда, воздух).

2.      Потребности в безопасности (самосохранение, одежда, дом, охрана себе подобных).

3.      Социальные потребности (потребность в общении).

4.      Потребность в уважении.

5.      Потребность в самовыражении.

 

Мотивация – процессуальное направление (объяснение процесса выбора поведения, которое приводит к результатам).

Процессуальные теории мотивации.

Теория справедливости – насколько справедливо то, чем вас вознаграждают.

 

Теория ожидания (теорема Врума):

М=(З®Р)´®В)´(В)        , где

М – мотивация;

®Р) – ожидание того, что затраты человека будут соответствовать результатам труда;

®В) – полученный результат, за который человек получает ожидаемое им вознаграждение;

(В) – валентность (теснота связи) – степень удовлетворения тем вознаграждением, которое получил.

[Вернуться к оглавлению]

 

Функция контроля

Контроль, как функция менеджмента

 

Анализ – поиск причин отклонения от стандартов.

Регулировка – выработка управляющего воздействия на объект.

Учет – обратная связь.

Контроль – сравнение со стандартом.

[Вернуться к оглавлению]

 

Коммуникация

Коммуникация – процесс передачи информации.

Информация:

-          вербальная (язык, текст);

-          невербальная (жесты, мимика).

Канал может искажать информацию.

[Вернуться к оглавлению]

 

 

Оперативное управление

Оперативное управление осуществляется на нижнем уровне менеджмента. Сроки исчисляются днями, месяцами.

Оперативное управление осуществляется в две стадии:

1.      Разработка оперативных календарных планов выпуска продукции.

2.      Непрерывный оперативный производственный учет, контроль выполнения плана.

 

Оперативное управление осуществляется в два этапа:

а) этап межцехового планирования;

б) этап внутрицехового планирования.

 

Состав функций для оперативного управления:

для а):

·         разработка производственной программы цеха (квартальной или месячной),

·         разработка календарного движения предметов труда по цехам.

для б:

·         разработка календарных  плановых движений предметов труда  для участков,

·         разработка календарных  плановых движений предметов труда  на участках.

 

Для цехов существует номенклатура, объем и сроки. Внутри цехов те же показатели по участкам.

Весь процесс оперативного управления называется диспетчированием.

 

Управление инвестициями на предприятии

Инвестиции, их сущность и виды

Существует три вида инвестиций:

  1. Материальные – связаны с приобретением материальных ценностей.
  2. Финансовые – (номинальные) вложение средств в покупку
  3. Нематериальные – инвестиции, связанные с приобретением прав пользования (природные или иные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности), вложение капитала в обучение персонала.

 

Существуют законы РФ об индивидуальной деятельности капиталовложений.

 

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

 

Инвестиционный период – (жизненный цикл инвестиционного проекта) – промежуток времени от момента начала вложения капитала инвестирования до момента завершения получения дохода или иных результатов от инвестирования.

 

Существует три вида инвестиционных проектов:

 

Стадии инвестиционного проектирования:

1.                   Прединвестиционный период:

·               исследование возможностей,

·               технико-экономическое обоснование проекта.

2.                   Инвестиционная стадия:

·               заключение контрактов,

·               инженерно – техническое проектирование,

·               строительство,

·               производственный маркетинг,

·               обучение персонала.

3.                   Эксплуатационная стадия.

 

Существует три вида потоков:

  1. Входной (PVpresent value) – то, что тратим.
  2. Выходной (FVfuture value) – результат.
  3. Чистый (NVnormal value) – разница между входным и выходным потоком.

 

 

 

Обоснование необходимости затрат определяется в бизнес – плане проекта (БП):

 

Оценка экономической готовности инвестиций (необходимость затрат)

Денежные потоки могут менять свою ценность:

  1. Деньги способны приносить дополнительных доход ® повышается их ценность. Средства можно заморозить (например купить здание).
  2. Инфляционная составляющая – увеличение денежной массы ® обесценивание ® повышение цен.

 

Существуют критерии и методы инвестиционных расчетов.

 

Методы и критерии

Статические

Динамические

Абсолютные

Суммарный доход (прибыль),

среднегодовой доход (прибыль).

Чистая текущая стоимость (NPV), годовой экономический эффект (аннуитет) – равномерное распределение по годам экономического рента.

Относительные

Рентабельность инвестиций (ROI)

Индекс прибыли (PI),

внутренняя рентабельность

инвестиций (IRR).

Временные

Период возврата (срок окупаемости)

 

Статические методы – более простые, но грубые – не учитывающие изменение денег во времени. Разновременные затраты оцениваются как равнозначные. Быстрая оценка используется на предварительной стадии, не требуется много информации.

Динамические методы – методы учитывающие фактор времени, используются для точных расчетов.

Абсолютные – оценка эффекта в абсолютной единице (пример – рубли, доллары, евро).

Относительные – отношение результата к затратам.

Временные – срок возврата инвестиций (окупаемость проекта).

 

  1. , где

П – прибыль,

m – количество инвестиционных периодов,

Pt – результат,

Ct – затраты.

, где

Пг - среднегодовая прибыль,

Т – длительность инвестиционного периода в годах.

 

  1. Рентабельность:

, где

I – суммарные инвестиции в проект.

, где

ROIг – среднегодовая рентабельность,

Iг – среднегодовые инвестиции в проект.

 

  1. Период возврата оценивается следующим образом:

Существует понятие аккумулятивных затрат (накопление затрат) К.

Ток – период окупаемости инвестиций.

 

  1. Динамические методы связаны с явлением дисконтирования, т.е. проведения разновременных затрат к одному моменту времени.

Учитывается на сколько процентов изменится величина затрат относительно фиксированного момента времени.

 

I)                    

a)      , где

R – процент на который изменится величина за дисконтный период времени,

n – количество дисконтных периодов.

b)      Сложные проценты.

– процедура обратного дисконтирования, где

– коэффициент дисконтирования.

 

II)                Динамические методы оценки.

 

a)      NPV – интегральный экономический эффект

Т – количество дисконтных периодов (время реализации проекта),

CIFt – (cache input float) – входные денежные поступления,

t – номер дисконтного периода,

COFt – (cache out float) – поток платежей

R – ставка дисконтирования.

NCFt=CIFtCOFt.

 

b)      Если затраты единовременны.

 

III)             Годовой экономический эффект.

 

IV)             Индекс прибыльности (доходности).

 

V)                Внутренняя рентабельность инвестиций IIR равняется тому дисконтному проценту, при котором за весь период инвестирования сумма платежей равняется сумме инвестирований.

Отсюда определяем IRR

 

VI)             Срок окупаемости - Tok.

В формуле (*) определяем предел суммирования Т.

           

            Tok для статического расчета всегда меньше, чем для динамического.

 


 [AG1]Лекция 1 (12.02.04)

 [AG2]Лекция 2 (19.02.04)

 [AG3]Лекция 3 (26.02.04)

 [AG4]Лекция 4 (04.03.04)

 [AG5]Лекция 5 (11.03.04)

 [AG6]Лекция 6 (18.03.04)

 [AG7]Лекция 7 (25.03.04)

 [AG8]Лекция 8 (01.04.04)

 [AG9]Лекция 9 (08.04.04)

 [AG10]Лекция 10 (15.04.04)

 [AG11]Лекция 11 (22.04.04)

 [AG12]Лекция 12 (29.04.04)

 [AG13]Лекция 13 (06.05.05)

Используются технологии uCoz